Программный комплекс "БИТС.АРМ"


 
  • Обычные персональные компьютеры имеют небольшие сроки полезного использования — от 3 до 5 лет. По истечении указанного срока возникает масса проблем с отказами компонент, совместимостью нового программного обеспечения с устаревшим «железом», с производительностью.
  • Стоимость ремонта устаревающего персонального компьютера часто сопоставима со стоимостью приобретения нового. К тому же, нужна сервисная служба для осуществления мелкого ремонта.
  • На персоналках работает операционная система, бизнес-приложения, хранятся данные пользователей – для настройки и непрерывного обеспечения работоспособности всего программного обеспечения, выполнения резервного копирования данных, для развертывания новых рабочих мест для новых сотрудников — нужны системные администраторы (особенно много их становится, если организация имеет филиальную структуру). 
  • Чем больше парк компьютеров в организации — тем сложнее обеспечивать соблюдение политик лицензирования программного обеспечения, соответствие конфигурации рабочих мест пользователей требованиям информационной безопасности. Даже просто установка обновлений системного ПО и обновлений для бизнес-приложений становится весьма непростой задачей. 
  • Пользователи жалуются на «плохую работу компьютеров». Всегда жаловались и будут жаловаться. Решение проблемы — либо наличие множества админов, которые непрерывно будут что то «чинить» и «апгрейдить», либо непрерывная замена компьютеров на более новые и мощные. А это не быстро и не дешево. 
  • Если для непрерывного обслуживания компьютеров персонала службы поддержки не хватает, а на складе нет запасного оборудования — частые отказы «железа» приводят к простою в работе сотрудников. Не так страшно, если это линейный сотрудник. Хуже, если это руководитель отдела или ведущий инженер, отвечающий за важные производственные процессы.
  • Выход на работу новых сотрудников — зачастую опять сопряжен с длительными простоями в их работе — компьютеры для них нужно получить на складе, подготовить, установить необходимые программы, настроить учетные записи и т.д.
  • О вопросах информационной безопасности организации, использующей большой парк компьютеров, можно говорить еще дольше. Важные документы безвозвратно теряются при отказах жестких дисков, вирусы-вымогатели шифруют данные пользователей, обиженные на работодателя сотрудники, попавшие под сокращение штата, уничтожают результаты своих многомесячных разработок или покидают место работы с интеллектуальной собственностью организации…
    Что же делать?

    • Устранить все перечисленные выше проблемы.
    • Развернуть новые информационные системы, приложения и компоненты операционных систем одновременно на всех рабочих местах организации.
    • Провести экспансию в несколько регионов страны, быстро открыть десятки новых офисов, производственных или сервисных центров, развернуть один или несколько Call-центров или диспетчерских центров в разных часовых поясах.
    • Сократить количество администраторов и сотрудников поддержки в удаленных офисах, где хотелось бы вообще обойтись без дорогостоящих высококвалифицированных ИТ-специалистов.
    • Обеспечить безопасный доступ сотрудников к информационным системам организации, сохранив при этом мобильность сотрудников  и обеспечив надежную защиту их данных от утраты, хищения, повреждения или искажения.
    • Обеспечить безопасный доступ сотрудников в интернет, исключив возможность проникновения вирусов в периметр организации, обеспечить защищенный удаленный доступ к информационным системам для сотрудников, находящихся в командировках или работающих удаленно.
    • Снизить нагрузку на службу технической поддержки пользователей, сделать их работу более качественной.
    • Унифицировать характеристики рабочих мест пользователей, унифицировать парк используемого программного обеспечения и поставить под контроль вопросы лицензионной чистоты.
    • Упростить многократно процессы обеспечения соответствия рабочих мест пользователей политикам информационной безопасности за счет типизации и стандартизации ПО, типизации конфигураций (настроек) операционных систем, применения на всех рабочих местах без исключения средств антивирусной защиты, своевременной установки программных обновлений операционных систем и средств информационной безопасности.

Что же делать?

Да, Вы правильно определили, что речь идет о решениях виртуализации рабочих столов пользователей (VDI). Они давно известны и широко применяются во многих организациях. Особенно популярно использование   тонких клиентов и технологии VDI в банках, страховых компаниях, в медицине (нет, про медицину — это пока не в России, но за её рубежами — уже давно).

Особенность этих организаций в том, что сотрудников и офисов много, а состав программного обеспечения на рабочих местах — строго регламентирован. Плюс жесткие требования по информационной безопасности и надежности рабочих мест, обслуживать которые в множестве небольших филиалов было бы слишком дорого.

Так в чем же проблема использования уже «классической», давно и хорошо известной, отлично себя зарекомендовавшей технологии?

Проблем несколько и они разные для разных организаций.

Решения именитых брендов (Vmware Horizon, Citrix XenDesktop, Huawei Fusion) довольно дороги. Они дороги ровно на столько, чтобы сделать в большей части случаев внедрение такого решения бессмысленным в плане экономической эффективности. Если ваша организация — банк из первой десятки, или вы добываете или перерабатываете углеводороды, генерируете электроэнергию — то экономическая эффективность внедрения VDI может быть достигнута относительно легко. Это и понятно — у вашей организации: высокие требования корпоративных стандартов в части ИТ, высокие сложившиеся затраты на эксплуатацию ИТ, высокая зарплата у сотрудников и, что особенно важно, реально большие экономические потери даже из-за потерь рабочего времени сотрудников, ожидающих готовности рабочего места. Расчетный ROI для таких организаций — укладывается в ожидания бизнеса. Но что же делать, если у вас требования к решению проще, чем это реализовано у лидеров рынка решений VDI? Если вам не нужны вендорские сервисы анализа логов и производительности, не нужны коннекторы в «облака» и даже не очень нужны высокотехнологичные решения типа «мгновенного клонирования» виртуальных рабочих мест.. (нет, администраторам, конечно, это очень нравится — это быстро работает, гибкости больше, но … в целом для организации никакого «прорыва» не дает).  Что делать, если ваш бюджет не позволяет вам внедрять дорогостоящее решение, 50% — 60% функциональности которого никогда не будет использоваться?

У государственных учреждений и предприятий, находящихся в государственной собственности — другая проблема. Учитывая специфику и важность реализуемых конкретными организациями (предприятиями) государственных задач или государственных услуг, им можно было бы внедрять все самое современное и технологичное.  Но, к сожалению, в настоящее время обострилась проблема зависимости государственных учреждений и предприятий от внешних факторов, на которые мы в России влиять не может. Речь идет о санкциях иностранных государств. Так, некоторые предприятия машиностроения уже испытывают сложности с поддержкой ранее внедренных технологий. И если базовую поддержку силами своих ИТ-специалистов реализовать еще можно, то что делать с потребностями предприятия в модернизации систем конструкторской и технологической подготовки производства, где использование VDI для организации рабочего пространства инженеров намного удобнее и дешевле приобретения множества графических станций с мощными видеокартами? Можно возразить:  такие решения никогда нельзя будет заменить отечественными, ведь в России не производятся ни комплектующие для серверов, ни GPU для ускорения графики. Но эти возражения лишены практического смысла. Да, многие аппаратные компоненты у нас не производятся, но серверы и GPU покупаются один раз в 5 — 7 лет, а поддержку программного обеспечения ИТ-систем требуется ежегодно и нужна она ежедневно. Зачастую, именно качество поддержки ПО определяет удобство его использования.

ООО «Эверест» специализируется на разработке и продвижении решений для создания базовой платформенной инфраструктуры ИТ-решений. Наша компания еще делает только первые самостоятельные шаги на рынке ИТ-технологий, но мы точно знаем, что нужно нашим будущим заказчикам, так как у каждого из нас за плечами приличный опыт работы в крупных системных интеграторах России.

Мы планируем выпустить на рынок ряд продуктов, интегрированных между собой и составляющих единую платформу управления сервисами платформенной инфраструктуры программно-определяемых центров обработки данных «Базовые информационно-технологические сервисы». Использование этих продуктов нашими Заказчиками (в совокупности или по отдельности) позволит им целый решать ряд задач при создании ландшафта для информационных систем или при переходе на использование отечественного ПО. Платформа «БИТС», которую мы разрабатываем, позволит быстро развернуть и централизованно управлять самыми необходимыми инфраструктурными сервисами:

  • службой единого каталога, доменных имен, динамической настройки узлов;
  • службами времени, печати, файловыми службами;
  • централизованно управлять серверами и рабочими станциями пользователей;
  • консолидировать в ЦОД и централизованно управлять виртуализованными рабочими местами пользователей (подсистема VDI).

Модульный принцип построения платформы «БИТС» позволит компоновать подсистемы и выбирать необходимый конкретному Заказчику функционал, позволит обеспечить высокую доступность сервисов и непрерывный мониторинг состояния сервисов, предоставляя при этом удобство управления всеми компонентами из единого интерфейса. Компоненты платформы в настоящее время разрабатываются и тестируются. Выход в свет комплексного решения планируется в 2020 г.

Подсистема виртуальных рабочих столов пользователей — «БИТС.АРМ» — это первая компонента нашей платформы, уже прошедшая всестороннее тестирование и готовая к внедрению у наших Заказчиков. Программное обеспечение подсистемы «БИТС.АРМ» прошло государственную регистрацию в Федеральной службе по интеллектуальной собственности (Роспатент), получено свидетельство о регистрации программы для ЭВМ № RU 2019661126. В настоящее время выполняется подготовка к включению «БИТС.АРМ» в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

«БИТС.АРМ» обеспечивает различные сценарии автоматизированного развертывания и назначения пользователям доступных для них виртуальных рабочих столов, различные правила автоматизированного размещения рабочих столов на ресурсах кластеров виртуализации (включая балансировку по нагрузки по различным критериям), управления наиболее популярными гипервизорами, диспетчеризацию подключений пользователей к назначенным им рабочим столам, выбор различных транспортных протоколов доставки рабочих столов, оптимизацию и туннелирование сетевого трафика сессий удаленных подключений, протоколирование диагностической и отладочной информации, высокую масштабируемость, отказоустойчивость и доступность сервиса виртуальных рабочих столов.

Помимо доставки рабочих столов пользователей на программные и аппаратные тонкие клиенты, «БИТС.АРМ» может выполнять доставку пользователям отдельных приложений, опубликованных на фермах терминальных серверов. Вообще, определяя основной функционал программного комплекса и дорожную карту его дальнейшего развития, мы сделали акценты на реально востребованную потенциальными Заказчиками функциональность. Так, у нас нет, например, встроенных в продукт механизмов мониторинга проблем на уровне сети передачи данных, нет не очень востребованных сервисов, типа  сбора и анализа диагностических логов — это не всем нужно, да и на рынке и без нас много подходящих решений. Мы не стремимся встраивать в свой продукт всевозможные средства безопасности (как это делают зарубежные производители решений для VDI), так как в России уже давно сформировался рынок решений в области информационной безопасности, реализующих все меры защиты в соответствии с областью применения защищаемого решения и требованиями российских руководящих документов. В результате, наше решение «БИТС.АРМ» нельзя «в лоб» сравнивать с аналогичными решениями Vmware, Citrix или Huawei, но весь реально необходимый функционал у нас присутствует и работает хорошо. Более того, «БИТС.АРМ» (в отличии от решений Vmware и Citrix) не требует для своей работы ничего из семейства продуктов Microsoft Windows (для примера, и у Citrix, и у Vmware база данных для VDI-решения — чаще всего это Microsoft  SQL server). А рабочее место пользователя может быть как на базе Windows, так и на базе Linux (включая российские дистрибутивы). В совокупности с возможностями по доставке Windows-приложений в такие рабочие места (независимо от операционной системы) — заказчик получает возможность реализации множества сценариев постепенного замещения зарубежного программного обеспечения на отечественное. А возможности «БИТС.АРМ» управлять различными гипервизорами позволяют Заказчикам сохранять инвестиции в ранее приобретенное платформенное программное обеспечение и сокращать время и стоимость внедрения решения.